Как найти и выбрать хорошего маркетолога - 3 простых шага

Какие вопросы задать маркетологу на собеседовании, чтобы понять какими навыками он обладает. Как должен выглядеть эффективный отдел маркетинга.
Для начала нужно понять какие вообще бывают маркетологи и какой нужен именно вам.

Давайте разберёмся вместе.

Какие виды маркетологов бывают

Условно всех маркетологов можно разделить на 3 типа:

  • Классические маркетологи
  • Инструментальщики
  • Помощники маркетолога
У каждого из этих людей может быть 3 уровня опыта:

  • начинающий маркетолог
  • маркетолог среднего уровня
  • маркетолог - эксперт

Задачи и навыки маркетолога

Рассмотрим подробнее какие задачи выполняет каждый тип маркетолога.

  • Классические маркетологи - исследуют целевую аудиторию, выделяют боли, формулируют УТП, конструируют воронку продаж, определяют каналы лидогенерации и т.д.

  • Инструментальщики - это те, кто делает какую-то конкретную работу. Например, делает сайт, настраивает рекламу в поисковике, делает рекламу в социальных сетях, seo продвижение и другие конкретные специализированные задачи, которые генерирует маркетолог.

  • Помощники - люди, которые делают по инструкции работу в маркетинге. Например, маркетолог или инструментальщик описывает задачу и делает пошаговую инструкцию к ней. Инструкция должна быть четкой и понятной, чтобы даже неспециалист понял, что нужно делать.

Как выглядит эффективный отдел маркетинга

Идеальный отдел маркетинга обычно состоит из:

  1. Маркетолог-эксперт
  2. Маркетолог среднего уровня
  3. Помощник/начинающий маркетолог
  4. Несколько инструментальщиков в зависимости от тех работ, которые запланировал маркетолог-эксперт

Если у вас вообще нет отдела маркетинга, то начать стоит с вашего обучения + консультаций с маркетологом-экспертом.

Так вы сможете понять какого инструментальщика нанять, какую задачу ему поставить и как его контролировать.

Следующим шагом вам надо на постоянку или полупостоянку нанять маркетолога-эксперта.

А дальше, в зависимости от объема работ в каждом инструменте и бюджета, маркетолог скажет кого выгоднее нанимать - помощника или инструментальщиков.

Как понять какой опыт у маркетолога

Теперь самое сладкое - Как понять какого опыта человек перед вами?

Инструментальщика вы оценить не сможете, если не разбираетесь в теме достаточно глубоко.

Есть два варианта:

  • Либо проходите обучение и пробуйте сами делать руками и через 3 разных проекта-опыта вы сможете разговаривать на одном языке с этими людьми.
  • Либо сначала нанимайте маркетолога-эксперта, а дальше его ответственность нанимать остальных.

Вы же для постройки дома нанимаете прораба... И каждого каменщика или потолочного мастера не знаете как отбирать.
Получается, что вам надо выбрать маркетолога-эксперта.

Тут все очень просто - попросите рассказать о проектах, с которыми он работал.
Возможно он покажет кейсы и отзывы, но не стоит им предавать большого значения.

Обратите внимание на тематику, количество и длительность проектов.

  • Если был опыт работы с похожим проектом, то это большой плюс. Особенно, если это был долгий опыт.
  • Если проектов было меньше 10, то возможно ему не хватит кругозора для решения ваших задач.
  • Если было хотя бы 3 проекта длительностью более 6 месяцев, то это хороший знак.

Важно, чтобы вам было комфортно общаться с маркетологом, потому что при совместной работе вас ждет много обсуждений и они не всегда будут безобидные.

Вам должны быть понятны объяснения маркетолога.

Если он постоянно говорит непонятные термины и не объясняет зачем делать это и почему именно так, то скорее всего сам не до конца понимает.

Маркетолог - эксперт может объяснить сложную тему простым языком.

Обязательно проведите тест-драйв - купите платную консультацию или сделайте микропроект вместе, чтобы проверить все на практике.

Сбор команды маркетинга - это сложно, долго и дорого.
Но это фундамент, без которого ваше продвижение быстро рухнет.

Вопросы маркетологу на собеседовании

Иногда меня просят помочь нанять хорошего маркетолога и я уже выработал пошаговый метод.

Для начала надо составить тестовое задание.

Оно должно содержать максимально открытые вопросы и делаться за 15-20 минут.
Его цель - проверить реальную заинтересованность соискателя и увидеть его рассуждения.

Например, можно использовать такие вопросы:

  1. Зачем нужно разбивать целевую аудиторию на сегменты?
  2. Что выгоднее для компании: настроить рекламу в новом канале, увеличить конверсию сайта, реанимировать базу отвалившихся клиентов? Объясните свой выбор.
  3. Напишите пример заголовка(h1) на сайт и 3 примера заголовка для рекламы в соц сетях
  4. В первом рекламном канале CTR=2% и конверсия сайта 3%, во втором CTR=4% и конверсия сайта 1%. Какой из этих каналов выгоднее для компании?
  5. Назовите 3 способа снижения стоимости клиента, которые вы применяете.

Опытный маркетолог без проблем ответит на эти вопросы.

И вы посмотрите как развернуто и понятно он это сделал.

Как составить вакансию для маркетолога

Следующим шагом готовите описание самой вакансии.

Структура вакансии:

  • Кто вы и почему ищете маркетолога
  • Почему ваша вакансия должна быть интересна маркетологу
  • Для кого она или кому не подходит
  • Какая ситуация у вас сейчас (отправная точка)
  • Что вы ожидаете от маркетолога и в какие сроки - конкретно и честно
  • Важные для вас требования, без которых вы не рассматриваете кандидатов
  • Подробные условия работы
  • Тестовое задание с условием прислать его в сопроводительном письме

3 способа найти маркетолога

1. Размещаете вакансию на hh.

Указываете категорию вакансии Маркетинг, ваш город, удаленка или нет.
Ставите условие, что отклик только с сопроводительным письмом.
Зарплату правильно ставить, исходя из просмотра чужих вакансий с примерно такими же ожиданиями, как у вас.

Чем сильнее жадничаете, тем меньше шансов найти эксперта.

А дальше фильтруете отклики и тех, кто понравился зовете на собеседование.

В 80% случаев вам этого будет достаточно, чтобы найти подходящего человека.
Но если ваш маркетолог до сих пор не найден, то есть еще 2 способа.

2. Есть разные группы в ВК и ФБ, где сидят маркетологи
, вы можете загуглить "Сообщества маркетологов в соц сетях" и получить статьи, где собрано куча ссылок.

В этих группах, как правило, можно публиковать вакансии на стене или в отдельных разделах.
Вы просто копируете из вакансии первые 2 блока - это будет анонс вакансии.

После анонса вы вставляете ссылку на вакансию на hh.
Готово!

3. Резервный способ - загуглить специалистов по вашей теме.
Запросы формата "Маркетинг для %ваша ниша%", "Кейсы продвижения %ваша ниша%".
Дальше вы можете посмотреть кто автор статьи или кейса, связаться с ним и показать вакансию.

Плюсы - есть опыт в нише и вы покупаете не "кота в мешке".

Минусы - часто это или узкие специалисты или агентства, поэтому если вам нужен классический маркетолог в штат, то это может не подойти.

Если вы попробовали все 3 способа и не нашли нужного человека, то скорее всего у вас завышенные требования или заниженная зарплата.

Измените что-то одно и попробуйте заново.